Марина Горбунова. ИНСТРУМЕНТЫ КОУЧИНГА – ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА ДЛЯ БИЗНЕСА ИЛИ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЧЕТЫРЕХ ВОПРОСОВ ПЛАНИРОВАНИЯ

На волне развития и популяризации коучинга в России, у специалистов в различных сферах все больший интерес возникает к его прикладным аспектам. В связи, с чем появляются такие направления как:
- коучинговый подход в воспитании;
- коучинговый подход в образовании;
- тренинг в коучинговом подходе;
- коучинговый подход в управлении и т.п.
 
Вполне логично, что представляя собой инновационный метод развития, коучинг способен внести существенные изменения, не только в контексте личностного продвижения, но и в различные сферы жизнедеятельности общества.
 
В рамках организационного коучинга можно выделить несколько направлений, например, бизнес коучинг, командный коучинг, коучинг первых лиц компании, проектный коучинг и т.д. Коучинг в организации может быть использован, во-первых, как самостоятельный инструмент, применяемый коучем для повышения эффективности сотрудников, команд и руководителей различного уровня. А во-вторых, как коучинговый подход, в рамках которого осуществляется взаимодействие руководителя и подчиненного для повышения личной эффективности, мотивации, ответственности последнего и достижения целей организации в целом. В рамках коучингового подхода в управлении применяются элементы различных моделей и техник коучинга. 
 
Возможности применения техник коучинга в управления достаточно вариативны и порой недооценены. Данный факт становится очевидным, если на управление и на коучинг посмотреть с точки зрения процесса. Для всех процессов управления характерно наличие однородных видов и условий деятельности, которые взаимосвязаны между собой и служат основанием для выделения четырех основных функций управления: планирование, организация (руководство), мотивация (или мотивирование) и контроль.
 
В коучинге есть четыре главных вопроса – четыре вопросы планирования. Они универсальны для любой ситуации и также могут описывать процесс движения от зарождения мечты и постановки цели до понимания критериев конечного результата. Каждый вопрос направлен на усиление различных этапов движения к цели:
 
1) отвечая на первый вопрос «Что ты хочешь достичь?», человек получает видение своей цели и вдохновение для ее достижения;
2) второй вопрос «Как ты можешь этого достигнуть?» позволяет наметить конкретные шаги для осуществления поставленной цели, и человеку открываются конкретные шаги внедрения его планов;
3) размышления над третьим вопросом «Почему это важно для тебя?» отправляют человека к его ценностям, мотивации, формируют поддержку и приверженность поставленным целям;
4) последний вопрос «Как ты узнаешь, что достиг результата?» уже на этапе планирования открывает человеку конкретные ориентиры, которые покажут ему, что он достиг успеха. И когда человек реализует план своих действий, он может точно соотнести полученный результат с планируемым: достиг ли он успеха, завершен ли его проект, и что нужно предпринять, если обозначенные ориентиры не были достигнуты.
Таким образом, эти четыре коучинговых вопроса уже на этапе планирования своей цели позволяют человеку наметить шаги, план действий, выявить, что его поддержит и обозначить показатели успеха. Кроме того перечисленные вопросы соотносятся с четырьмя основными функциями управления (Рис. 1). И поскольку проработку каждого вопроса обеспечивают соответствующие коучинговые инструменты, то эти же инструменты могут применяться руководителем для повышения эффективности своих управленческих функций.
 
 
Рис. 1. Соответствие функций управления четырем вопросам планирования
 
Планирование представляет собой процесс разработки планов, где предусматриваются сроки, этапы и показатели деятельности компании, просчитываются необходимые ресурсы и возможный конечный результат. Планирование осуществляется на основе прогнозирования и лежит в основе любого бизнеса. 
 
Повышению эффективности планирования и прогнозирования способствуют такие коучинговые техники как: колесо баланса, шкалирование, формат конечного результата, вопросы «как если бы..», пирамида логических уровней. В результате руководство компании отвечает на вопросы: «Что компания хочет достичь?», «Куда она держит путь?» и осуществляет эффективное целеполагание.
 
Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. По сути, в основе организационной функции заложено обеспечение всех этапов движения к цели. 
 
Проработке вопроса «Как организация может это сделать наилучшим образом?» способствуют следующие инструменты коучинга: «Три стула, три шляпы»; «Стратегия У. Диснея»; «Прогулка к мастерству», «Декартовы координаты», «Шкала состояний», «Обратное планирование». Эти инструменты раскрывают творческий потенциал и позволяют рождаться новым, более продуктивным идеям. В итоге приходит четкое понимание и ответы на такие вопросы, как: «Что компании нужно, чтобы достичь цели?», «Какие действия приведут к успеху и какие ресурсы для этого понадобятся?», «Каковы первые шаги с которых можно начать?».
 
Содержание функции мотивирования тесно связано с проблемой мотивации трудовой деятельности в целом. Любой работодатель заинтересован, чтобы персонал был привержен выполняемой работе и мотивирован не только денежными купюрами, но и не материальными факторами. Потенциал таких инструментов как: стейкхолдеры, колесо ценностей, поддерживающая среда, корневая ценность, прогулка к видению, техника поощряющих вопросов, позволяет выявить у сотрудников и команды в целом их ценности, которые являются сильнейшими мотиваторами.
 
Когда сотрудники понимают, почему для них важно достижение той или иной корпоративной цели, как это соотносится с другими областями их жизни, к каким дальнейшим последствиям и результатам приведет достижение цели, они становятся более эффективны в своих действиях. Ответы на эти вопросы помогают самому сотруднику найти наилучшие способы решения задач, появляются мотивация, больше энергии и ответственности за реализацию.
 
Несмотря на то, что функция контроля выступает неотъемлемым компонентом всех управленческих действий, обычно контроль наиболее выражен в конце их реализации. Если контроль рассматривать как проверку эффективности выполнения управленческих решений и поставленных задач, а также подведение результатов управленческих действий, то традиционная форма контроля является экономически невыгодной, поскольку сводиться к констатации обнаруженных ошибок или отклонений. Эффективный контроль должен быть активным и осуществляться в форме обратной связи, которая предполагает безоценочность и четкие критерии.
 
Как было указано выше, четвертый вопрос уже на этапе планирования, позволяет обозначить четкие критерии успеха. Однако не все умеют эффективно завершать проекты и подводить итоги. Как это делать и создавать карту успеха раскрывают инструменты коучинга.
Таким образом, четыре вопроса планирования и инструменты коучинга, которые позволяют их глубоко проработать, повышают продуктивность функций управления и эффективность бизнеса в целом.